ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
Оренбургская область, Бузулукский район, 
с.Державино, ул.Советская, д. 15
+7 (35342) 6 11 31
Меню сайта
Яндекс.Погода

Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

Средства обучения и воспитания

Дошкольная группа

Для осуществления образовательной деятельности с детьми используются различные средства обучения и воспитания.

Под средствами обучения и воспитания понимаются материальные или идеальные объекты, которые используются в образовательном процессе для достижения поставленных целей обучения, воспитания и развития.

Предметы материальной культуры

  1. игрушки:
    • сюжетные (образные) игрушки: куклы, фигурки, изображающие людей и животных, транспортные средства, посуда, мебель и др.;
    • дидактические игрушки: народные игрушки (матрешки, пирамиды, бочонки и др.), мозаики, настольно-печатные игры;
    • игрушки-забавы;
    • спортивный инвентарь: мячи, скакалки, кегли, обручи, ленты, кольцеброс и т.д.
    • музыкальные игрушки: металлофоны, барабаны, дудки, колокольчики, бубенчики и др.;
    • театрализованные игрушки: куклы (пальчиковые и др.); наборы сюжетных фигурок, костюмы и элементы костюмов, атрибуты, элементы декораций, маски, бутафория и др.;
    • строительные и конструктивные материалы: наборы строительных материалов, конструкторы, легкий модульный материал и др.;
    • игрушки-самоделки из разных материалов;
    • игровые модули: «Кухня», «Парикмахерская», «Магазин» и др.
  2. изобразительная наглядность (объемные изображения):муляжи овощей, фруктов, макеты, гербарии и др.
  3. дидактический материал (в том числе раздаточный материал).

Технические средства обучения

  1. Технические устройства (аппаратура):
    • — мультимедийный проектор;
    • — магнитофон, ноутбук, музыкальный центр;
  2. Дидактические средства обучения (носители информации):
    • — звуковые – аудиозапись музыкальных произведений, детских песен, аудиосказки;
    • — экранно-звуковые: видеозаписи, мультфильмы, презентации

Учебно-методическое обеспечение

  • учебные пособия;
  • методические разработки

Художественные средства

  • предметы декоративно прикладного искусства, детская художественная литература и др.

Средства наглядности (плоскостная наглядность)

  • плакаты, карты настенные, иллюстрации, фотографии, дидактические картины (серии картин), предметные картинки, календарь природы и пр.

Средства общения

  • вербальные средства (речь)
  • невербальные средства: визуальное взаимодействие; тактильное взаимодействие; мимика, пластика; перемещение в пространстве.

Средства стимулирования познавательной деятельности

  1. помощь в обучении:
    • помощь-замещение (педагог дает готовый ответ на вопрос, подсказывает ход решения задачи);
    • помощь-подражание (демонстрация образцов действий);
    • помощь-сотрудничество (совместное обсуждение затруднительной ситуации и путей выхода из нее);
    • помощь-инициирование (создание условий для свободного выбора пути и способов решения образовательных задач);
  2. противодействие обучению:определенная сложность задания, которую ребенок должен преодолеть, т.е. «сопротивление» познавательного материала

При использовании различных средств обучения педагоги учитывают следующие требования:

  • учет возрастных и психологических особенностей детей;
  • гармоничное использование разнообразных средств обучения: традиционных и современных для комплексного, целенаправленного воздействия на эмоции, сознание, поведение ребёнка через визуальную, аудиальную, кинестетическую системы восприятия в образовательных целях;
  • учет дидактических целей;
  • приоритет правил безопасности в использовании средств обучения.

Выбор средств обучения зависит от:

  • возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников;
  • типа и структуры занятия;
  • количества детей;
  • интереса детей;
  • конкретных образовательных задач;
  • особенностей личности педагога, его квалификации.

Начальная, основная, средняя школа

Средства обучения и воспитания — это объекты, созданные человеком, а также предметы естественной природы, используемые в образовательном процессе в качестве носителей учебной информации и инструмента деятельности педагога и обучающихся для достижения поставленных целей обучения, воспитания и развития.

Виды средств обучения и воспитания

  • Печатные (учебники и учебные пособия, книги для чтения, хрестоматии, рабочие тетради, атласы, раздаточный материал)
  • Электронные формы учебников (ЭФУ)
  • Электронные образовательные ресурсы (образовательные мультимедиа мультимедийные учебники, сетевые образовательные ресурсы, мультимедийные универсальные энциклопедии)
  • Аудиовизуальные (слайды, слайд – фильмы, видеофильмы образовательные, учебные кинофильмы, учебные фильмы на цифровых носителях)
  • Наглядные плоскостные (плакаты, карты настенные, иллюстрации настенные, магнитные доски)
  • Демонстрационные (гербарии, муляжи, макеты, стенды, модели в разрезе, модели демонстрационные)
  • Учебные приборы (компас, барометр, колбы и т.д.)
  • Тренажеры и спортивное оборудование

Принципы использования

  • учет возрастных и психологических особенностей обучающихся
  • гармоничное использование разнообразных средств обучения: традиционных и современных для комплексного, целенаправленного воздействия на эмоции, сознание, поведение ребёнка через визуальную, аудиальную, кинестетическую системы восприятия в образовательных целях
  • учет дидактических целей и принципов дидактики (принципа наглядности, доступности и т.д.)
  • сотворчество педагога и обучающегося
  • приоритет правил безопасности в использовании средств обучения