ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
Оренбургская область, Бузулукский район, 
с.Державино, ул.Советская, д. 15
+7 (35342) 6 11 31
Меню сайта
Яндекс.Погода

МОиН РФ Обрнадзор ППОО МО ОО

ГИА ФЦТ ФП РО ФИПИ ФЦ ИОР

ЕО
ЭБСиРНБ
meoovo
mtv
ГЛ ЕГЭ
ГЛ ВНСДС
ГЛ ВСНЗ

ГЛ ВРП
Детский телефон Доверия

Средства обучения и воспитания

Дошкольная группа

Для осуществления образовательной деятельности с детьми используются различные средства обучения и воспитания.

Под средствами обучения и воспитания понимаются материальные или идеальные объекты, которые используются в образовательном процессе для достижения поставленных целей обучения, воспитания и развития.

Предметы материальной культуры

  1. игрушки:
    • сюжетные (образные) игрушки: куклы, фигурки, изображающие людей и животных, транспортные средства, посуда, мебель и др.;
    • дидактические игрушки: народные игрушки (матрешки, пирамиды, бочонки и др.), мозаики, настольно-печатные игры;
    • игрушки-забавы;
    • спортивный инвентарь: мячи, скакалки, кегли, обручи, ленты, кольцеброс и т.д.
    • музыкальные игрушки: металлофоны, барабаны, дудки, колокольчики, бубенчики и др.;
    • театрализованные игрушки: куклы (пальчиковые и др.); наборы сюжетных фигурок, костюмы и элементы костюмов, атрибуты, элементы декораций, маски, бутафория и др.;
    • строительные и конструктивные материалы: наборы строительных материалов, конструкторы, легкий модульный материал и др.;
    • игрушки-самоделки из разных материалов;
    • игровые модули: «Кухня», «Парикмахерская», «Магазин» и др.
  2. изобразительная наглядность (объемные изображения):муляжи овощей, фруктов, макеты, гербарии и др.
  3. дидактический материал (в том числе раздаточный материал).

Технические средства обучения

  1. Технические устройства (аппаратура):
    • — мультимедийный проектор;
    • — магнитофон, ноутбук, музыкальный центр;
  2. Дидактические средства обучения (носители информации):
    • — звуковые – аудиозапись музыкальных произведений, детских песен, аудиосказки;
    • — экранно-звуковые: видеозаписи, мультфильмы, презентации

Учебно-методическое обеспечение

  • учебные пособия;
  • методические разработки

Художественные средства

  • предметы декоративно прикладного искусства, детская художественная литература и др.

Средства наглядности (плоскостная наглядность)

  • плакаты, карты настенные, иллюстрации, фотографии, дидактические картины (серии картин), предметные картинки, календарь природы и пр.

Средства общения

  • вербальные средства (речь)
  • невербальные средства: визуальное взаимодействие; тактильное взаимодействие; мимика, пластика; перемещение в пространстве.

Средства стимулирования познавательной деятельности

  1. помощь в обучении:
    • помощь-замещение (педагог дает готовый ответ на вопрос, подсказывает ход решения задачи);
    • помощь-подражание (демонстрация образцов действий);
    • помощь-сотрудничество (совместное обсуждение затруднительной ситуации и путей выхода из нее);
    • помощь-инициирование (создание условий для свободного выбора пути и способов решения образовательных задач);
  2. противодействие обучению:определенная сложность задания, которую ребенок должен преодолеть, т.е. «сопротивление» познавательного материала

При использовании различных средств обучения педагоги учитывают следующие требования:

  • учет возрастных и психологических особенностей детей;
  • гармоничное использование разнообразных средств обучения: традиционных и современных для комплексного, целенаправленного воздействия на эмоции, сознание, поведение ребёнка через визуальную, аудиальную, кинестетическую системы восприятия в образовательных целях;
  • учет дидактических целей;
  • приоритет правил безопасности в использовании средств обучения.

Выбор средств обучения зависит от:

  • возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников;
  • типа и структуры занятия;
  • количества детей;
  • интереса детей;
  • конкретных образовательных задач;
  • особенностей личности педагога, его квалификации.

Начальная, основная, средняя школа

Средства обучения и воспитания — это объекты, созданные человеком, а также предметы естественной природы, используемые в образовательном процессе в качестве носителей учебной информации и инструмента деятельности педагога и обучающихся для достижения поставленных целей обучения, воспитания и развития.

Виды средств обучения и воспитания

  • Печатные (учебники и учебные пособия, книги для чтения, хрестоматии, рабочие тетради, атласы, раздаточный материал)
  • Электронные формы учебников (ЭФУ)
  • Электронные образовательные ресурсы (образовательные мультимедиа мультимедийные учебники, сетевые образовательные ресурсы, мультимедийные универсальные энциклопедии)
  • Аудиовизуальные (слайды, слайд – фильмы, видеофильмы образовательные, учебные кинофильмы, учебные фильмы на цифровых носителях)
  • Наглядные плоскостные (плакаты, карты настенные, иллюстрации настенные, магнитные доски)
  • Демонстрационные (гербарии, муляжи, макеты, стенды, модели в разрезе, модели демонстрационные)
  • Учебные приборы (компас, барометр, колбы и т.д.)
  • Тренажеры и спортивное оборудование

Принципы использования

  • учет возрастных и психологических особенностей обучающихся
  • гармоничное использование разнообразных средств обучения: традиционных и современных для комплексного, целенаправленного воздействия на эмоции, сознание, поведение ребёнка через визуальную, аудиальную, кинестетическую системы восприятия в образовательных целях
  • учет дидактических целей и принципов дидактики (принципа наглядности, доступности и т.д.)
  • сотворчество педагога и обучающегося
  • приоритет правил безопасности в использовании средств обучения